Существует много способов обучения покеру: просмотр учебных видео, чтение книг или статей, занятия с тренером, работа в специализированном софте, обсуждение раздач с другими игроками, практика. Вот только начинают в покере все одинаково — с правил старшинства комбинаций. О них сегодня и поговорим.
Все комбинации в покере
Эффектные сцены игры в покер — один из основных источников привлечения новичков.
В «Мэверике» финальная раздача заканчивается банком на троих игроков, где один показывает каре, второй — стрит-флеш, а третий — флеш-рояль. В «Казино Рояль» финальная рука турнира — мультипот на четверых, где сталкиваются флеш, фулл-хаус, фулл-хаус старше и стрит-флеш.
В реальной жизни все скромнее — часто для победы хватает топ-пары, а то и старшей карты. Игрок должен знать каждую из победных комбинаций, иначе он просто не сможет понять свое положение в раздаче.
Всего в покере 10 выигрышных комбинаций. Рассмотрим каждую из них подробнее. Пойдем от худших к лучшим.
Старшая карта
Часто в покере происходят раздачи, где ни один из соперников не собрал даже пару. Тогда победителя определяет старшая карта. Допустим, у нас A9, у оппонента K10, а общий борд выглядит как 27438. Мы заберем банк благодаря простому сравнению номиналов, где A>K.
Бывают и более сложные ситуации, где сравнивают вторые и последующие номиналы нашей стартовой руки. Возьмем предыдущий пример, но заменим руку оппонента: вместо K10 у него оказались A10. В таком случае мы сперва видим равенство между тузами, затем сопоставляем вторые самые высокие номиналы. У нас это 9, а у оппонента — 10. Теперь побеждает в раздаче наш соперник.
Тузы обладают потенциалом забирать «ничейные» банки, потому их вынесли в отдельную категорию стартовых рук. Любую пару карт с тузом называют «A-high» или «А-хай» и ставят выше, чем другие непарные руки.
Пара
Комбинацию формируют два одинаковых номинала. Наиболее распространена ситуация, где к нашей непарной руке приходит повтор на общем столе. Например, нам сдали 98, и на флопе мы увидели 279. Совпадение девяток — это и есть пара. Собрать пару можно и двумя другими способами:
- на префлопе мы получили два одинаковых номинала — у нас карманная пара. Классический пример — карманные тузы;
- у нас непарная рука, но на борде оказались два одинаковых номинала. По правилам покера комбинацию образуют лучшие 5 карт из общих на столе и нашей руки, потому мы все равно собрали пару.
В покере дополнительно выделяют оверпару и топ-пару. Если на префлопе нам сдали два одинаковых номинала, игра дошла до флопа и там все 3 карты ниже наших, то у нас оверпара.
Например, наша стартовая рука состоит из двух валетов, а общий борд выглядит как 386. Валет старше любого номинала на флопе. Заменим в примере нашу руку с JJ на A8, а флоп оставим прежним. Тут наша карманная восьмерка образует топ-пару с общей восьмеркой на столе.
Две пары
Многие игроки называют эту комбинацию «допером». Нам сдали непарную руку, где к каждому из номиналов на борде пришло по совпадению. Допустим, у нас K10 на столе K102 — мы собрали 2 пары. Есть и альтернативные варианты получить допер:
- карманная пара и спаренный борд. Например, у нас были 77 и на флопе пришли 262. Сочетание 77 и 22 образует допер;
- дважды спаренный борд. У нас KQ на столе 4848J. По правилам у нас допер из восьмерок и четверок.
В безлимитном техасском холдеме допер — убедительный аргумент для игры на стек. Утверждение справедливо только для ситуаций, когда мы собрали комбинацию как в примере с K10. В остальных случаях проявляйте осторожность.
Сет
Три одинаковых номинала образуют сет. Например, мы получили на префлопе 1010, а на флопе оказались 2A10. У нас сет десяток. Что если мы собрали три одинаковых карты, но две из них лежат на борде? В этом случае у нас не сет, а трипс. Например, у нас А9 на флопе 9J9. Тут у нас трипс девяток.
Многие новички путают сет и трипс, теряя на этом деньги. Сет сильнее трипса, потому что его сложнее прочитать. Наш оппонент из первого примера часто попадет в туза и оплатит сет. Во втором примере платить будут неохотно, потому что две девятки на флопе подразумевают возможные трипсы. Другой недостаток трипса — мы сами сильно рискуем очутиться позади лучшего трипса, а то и фулл-хауса.
Стрит
Пять последовательных номиналов разных мастей формируют стрит. Предположим, что у нас 45 на борде 367. Вместе они образуют стрит. Отдельно упомянем, что в NL Holdem сочетание из А, 2, 3, 4, 5 также формирует стрит. Его называют «колесом» из-за особой роли туза, где он как открывает колоду, так и выступает в роли сильнейшего номинала. То есть туз совершает круг или делает полный оборот колеса.
Флеш
Пять карт одной масти образуют флеш. К примеру, нам сдали пиковые Ks10s и одномастный борд 2s7s9s. Мы собрали флеш с флопа. Его реально собрать и к одной карте стартовой руки.
Допустим, что в предыдущем примере у нас была червовая десятка вместо пиковой. В сочетании со столом 2s7s9sJd4s наши Ks10h все равно дают флеш от короля. В редких случаях флеш целиком выкладывают на общий борд. Если все карты стола одной масти, то его называют «монотонным».
Фулл-хаус
Эта комбинация сочетает в себе элементы двух уже пройденных: сета и пары. Допустим, что с префлопа у нас AK, а на постфлопе мы увидели AK25K. К риверу у нас фулл-хаус КККАА. В ситуациях, когда два оппонента собрали фулл-хаусы, сперва сравнивают сеты, затем — пары.
Каре
Четыре одинаковых карты формируют каре. Каре тузов — самый популярный пример. Собрать каре возможно как к одному номиналу нашей руки, так и просто с помощью общего борда. То есть с каре мы можем оказаться:
- если на префлопе нам сдали АА, а стол дал оставшихся тузов — 27AA8%
- когда на префлопе нам сдали A5 с бордом из 37AAA;
- если на префлопе нам сдали 27, а общий стол выглядит как A7AAA.
Стрит-флеш
Пять последовательных карт одной масти образуют стрит-флеш. Допустим, что к нашим 8d6d на флопе разложили 5d7d9d. У нас стрит-флеш с флопа. СФ к одному номиналу тоже возможен, вот только есть небольшая вероятность, что и у оппонента окажется стрит-флеш.
Например, на борде Js10s9s8s у нас 7s5s, но у оппонента QsAh. Победителем станет именно наш соперник с лучшим стрит-флешем. На скоординированных столах нам следует быть осторожными и учитывать вероятность стрит-флеша у оппонента.
Флеш-рояль
Лучшая комбинация в безлимитном техасском холдеме, пот-лимитной омахе и дро-покере. По всем признакам повторяет стрит-флеш: пять последовательных карт одной масти. Единственное отличие — это конкретные номиналы: 10, J, Q, K, A. На практике флеш-рояль выглядит так: нам сдали Qs10s, а борд принес As2d7dKsJs.
Математические вероятности собрать комбинацию
Многие новички запоминают старшинство комбинаций и переключаются на другие аспекты покера. Они оставляют без внимания математический фундамент с вероятностями. В будущем это сработает против них, так как во многих ситуациях знание о вероятностях могло бы сэкономить их деньги. В таблице ниже указаны шансы собрать различные комбинации в покере.
Комбинация | Шанс |
Пара | 1 к 1,4 |
Допер | 1 к 20 |
Сет | 1 к 46 |
Стрит | 1 к 254 |
Флеш | 1 к 508 |
Фулл-хаус | 1 к 694 |
Каре | 1 к 4165 |
Стрит-флеш | 1 к 72192 |
Флеш-рояль | 1 к 649740 |
Переведем абстрактные цифры в понятный вид. Соотношение 1 к 649,740 означает, что мы соберем флеш-рояль только один раз почти за 650 тысяч рук. Если взять среднюю дистанцию в 50 000 рук для кэш-игрока, то мы увидим флеш-рояль 1 раз за 13 месяцев игры. На практике все может оказаться еще печальнее, ведь математическую дисперсию никто не отменял.
Что такое кикер и как он влияет на результат раздачи?
Иногда в покере бывают ситуации, когда оппоненты собрали одинаковые комбинации. Тут на первый план выходит кикер. Кикером называют карту, которая напрямую не формирует комбинацию, но определяет победителя при равенстве.
Самый очевидный пример — раздачи с парами тузов. Допустим, что на префлопе нам сдали AK, нашему оппоненту AJ, а стол к шоудауну вышел таким: 27A910. И у нас, и у соперника — топ-пары тузов. Чтобы определить победителя, обращаемся ко второму по силе номиналу. У нас это король, у оппонента — валет. K>J, банк уходит нам.
По правилам покера комбинацию образуют 5 сильнейших карт, потому сравнение кикеров может дойти и до 3 номинала, и до 4. Если в примере выше заменить АК на А4, а оппоненту выдать A5 вместо AJ, то банк на шоудауне мы бы поделили. Все потому, что на ривере наши комбинации выглядели бы как: АА1097. Ни 4, ни 5 в итоговое сравнение не попадают. Поэтому более старший кикер соперника ничего ему не дал.
Кикер учитывают в ситуациях с доперами, трипсами и каре. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Допер. Кикер учитывают тогда, когда мы оказываемся в раздаче с дважды спаренным бордом. Допустим, нам сдали AK, нашему оппоненту K10. К риверу дилер выложил на стол QQJJ2. По правилам оба игрока собрали по две пары, но за счет старшего туза банк заберем мы.
Трипс. У нас с префлопа K8, у нашего соперника — 98, общий борд 824A8. Мы оба собрали трипс 888, потому смотрим на два оставшихся номинала. Первый кикер — туз на столе; он общий, потому не влияет на ситуацию. Вторыми кикерами окажутся: K — у нас, и 9 — у соперника. Король старше, банк остается за нами.
Каре. В редчайших случаях на борд выкладывают четыре одинаковых номинала. Но финальное сочетание формируют 5 карт, потому судьбу банка решает каре. Многие новички не знают этого правила, что позволяет забрать «ничейный» банк, а в особых случаях — весь стек оппонента.
Допустим, что у вас AJ, а на столе 28222. У нас каре двоек и лучший кикер, потому проиграть мы здесь не можем. Зато есть шанс забрать банк, если пойти олл-ин на ривере. Некоторые оппоненты могут не разобраться и выбросить свои руки с тузом. Другие и вовсе ответят коллом, думая, что сейчас банк разделят между игроками. Более глубокое знание правил приносит выгоду в неочевидных раздачах.