Считается, что криббедж придумал английский поэт Дж. Саклинг в 17 веке, руководствуясь корыстными целями… и выиграл целое состояние. Правила на первый взгляд такие сложные, а сама игра криббедж требует концентрации внимания и точного расчета. Криббедж также известен как «дурак для джентльменов». Дело в том, что это одна из немногих карточных игр, которая была принята в среде английских аристократов. Сегодня криббедж широко распространен в Европе и Северной Америке, особенно любят игру англичане, американцы и канадцы. В России же найти принадлежности для классического криббеджа или опытного партнера для игры непросто.
Как играть в криббедж правильно, каков порядок действий каждого игрока и какие разновидности игры существуют? Расскажем в этой статье.
Суть игры и принадлежности
В классический криббедж играют вдвоем или вчетвером. Существуют вариации игры, рассчитанные на троих или шестерых игроков, но впятером играть нельзя. Для криббеджа понадобится:
- специальная доска с отверстиями;
- фишки («колышки»);
- обычная карточная колода на 52 карты без джокеров.
Если не получится найти специальные доску и фишки для игры в криббедж, можно использовать ручку и бумагу. Или просто поиграть онлайн.
Задача игроков – составлять карточные комбинации и набирать очки. Победителем становится тот, кто наберет 121 очко. В короткой версии игры достаточно набрать 61 балл для победы. Ничьих в криббедже не бывает. Если сумма очков двух игроков близка к 121, то ход раздачи определяет, кто выигрывает партию. А еще, когда проигравший набирает менее 60 очков, в криббедже его называют дважды проигравшим.
Правила игры в криббедж
Доска в криббедже нужна для отслеживания и подсчета набранных очков. Перед началом партии каждый участник получает две фишки. Набрав определенное количество очков, игрок двигает первую фишку на соответствующее количество «шагов» — каждое отверстие в доске соответствует одному очку. Вторая фишка при этом устанавливается в исходную точку, из которой была переставлена первая.
Пример:
- фишка №1 стояла на отметке «5». Если игрок набрал 3 очка, то первую фишку он переставляет на отметку «8», а на отметку «5» ставит фишку №2;
- следующим ходом игрок набрал еще одно очко. Фишка №1 переходит на отметку «9», а фишка №2 на отметку «8» и так далее.
«Стоимость» карт в игре равна их номиналу, то есть «двойка» равна 2 очкам, «тройка» – 3 и так далее. Ценность всех картинок равна 10 очкам, туз приносит игроку 1 очко.
Выбор дилера и раздача карт
Игра криббедж начинается с выбора дилера. Раздающим становится один из игроков. Чтобы узнать, кому достанется эта роль, колоду перемешивают, и каждый игрок тянет случайную карту. Первым раздающим становится тот, кому досталась карта с наименьшим номиналом. В процессе игры участники берут на себя роль дилера поочередно — после каждого раунда раздающий меняется.
Соперник дилера «снимает» колоду, то есть делит ее на две части и перемещает верхнюю половину колоды вниз. После этого дилер выдает игрокам по 6 карт.
Криб
«Криб» («кормушка», «кроватка») – это специальный бокс на карточном столе. Он есть у каждого игрока, но в текущей раздаче участвует только бокс дилера.
Получив первую раздачу из 6 карт, каждый из игроков отдает в криб 2 из них. Как только в крибе оказалось 4 карты, он считается сформированным.
Криб участвует в итоговом подсчете очков и засчитывается в пользу дилера.
Стартовая карта
После формирования криба соперник сдающего повторно снимает колоду. Дилер открывает верхнюю карту и выкладывает ее на стол лицевой стороной вверх. Эта карта становится стартовой. В англоязычной версии описания правил ее также называют «срезанной» или «стартером».
Стартовая карта участвует только на этапе подсчета очков. Для розыгрыша ее номинал не имеет значения, за исключением случаев, когда срезанной картой оказывается валет – тогда дилер сразу получает два очка. Такую ситуацию в игре называют «каблуки» или «его милость».
Розыгрыш
Первый этап партии в криббедж называется «Розыгрыш» («The Play»). Игроки поочередно выкладывают по одной карте на стол, озвучивая при этом сумму сформированной комбинации. Здесь у нас сразу две цели:
- первым набрать 31 очко или хотя бы поставить оппонента в ситуацию, когда он не сможет положить очередную карту так, чтобы общая сумма карт на столе не превысили 31 очко;
- сформировать дополнительную призовую комбинацию из своих карт и карт соперника.
В качестве иллюстрации рассмотрим пример с двумя соперниками:
- первым всегда ходит соперник дилера. Игрок кладет на стол десятку и озвучивает текущее количество очков — 10. Масти карт, кстати, не имеют значения на этапе розыгрыша;
- дилер выкладывает пятерку, складывает все очки на столе и называет число 15;
- соперник подкладывает семерку. Теперь сумма очков 22;
- дилер выдает шестерку. И вот на столе уже 28 очков;
- у первого игрока нет ни двоек, ни троек, ни тузов. Любая из его карт даст с уже имеющимися 28 очками сумму больше 31. Поэтому он вынужден объявить «проход». Раздающий получает одно призовое очко;
- но это еще не конец. У дилера есть тройка. Он выкладывает ее, на столе формируется сумма в 31 балл, и раздающий получает еще одно призовое очко. На этом завершается раунд розыгрыша.
Раунды розыгрыша повторяются, пока у игроков на руках не кончатся карты.
Внимание! Выкладывая карты, нельзя смешивать руки разных игроков – на этапе подсчета очков будет иметь значение комбинация каждого участника.
Теперь посмотрим как играть в криббедж на этапе розыгрыша на практике. В примере участвует два игрока. Мы делаем ход первыми, так как наш противник дилер. Попробуем сначала избавиться от крупных карт.
Мы положили короля и счет стал равен десяти. Теперь ожидаем ход противника.
Как видим, оппонент также избавился от крупной карты и положил даму, которая тоже имеет десять очков. В итоге счет равен 20.
Мелкие карты лучше оставлять на конец, чтобы в случае счета, например, 29 или 30, можно было совершить ход и в идеале сделать счет равным 31. Однако мы решили показать, что бывает, если действовать без тактики. Мы кладем туза, делая счет равным 21. Теперь, если у соперника есть десятка или карта с картинкой – валет, дама, король, то он может сделать счет 31.
Как видим, так и произошло – у оппонента на руках была десятка, теперь счет стал равным 31 и мы не можем делать ход, так как счет не может быть выше 31. В итоге соперник получает 2 очка. Счетчик сбрасывается на нуль и раздача продолжается – так как последнюю карту положил соперник, он получит еще один балл.
Начисление очков в розыгрыше
По ходу розыгрыша игрок получает очки, если:
- кладет последнюю карту перед объявлением «прохода»;
- кладет последнюю карту, после чего сумма карт на столе добирается до 31;
- формирует одну из призовых комбинаций. В формировании комбинации участвуют собственные карты игрока и карты его соперника.
Название комбинации | Описание | Очки |
31 «Тридцать одно» | Общая сумма очков у игрока равна 31 | +2 |
15 «Пятнадцать» | Игрок выложил карту, которая в сумме с ранее открытыми дает 15 очков. При этом «стоимость» стартера также учитывается. | +2 |
«Четверка»/«Квартет» | Игрок выкладывает карту, равную по номиналу трем ранее открытым. К примеру, на стол уже выложили три семерки, и игрок открывает еще одну семерк. | +12 |
«Тройка» | Игрок выкладывает карту, равную по номиналу двум ранее открытым. К примеру, на столе уже выложено 3 двойки, и игрок открывает еще одну двойку. | +6 |
«Пара»/«Двойка» | Участник выкладывает карту той же ценности, что и одна из ранее открытых. Например, на столе уже лежит шестерка, и игрок добавляет еще одну. | +2 |
«Последняя карта»/«Последний ход» | Игрок совершает ход, после которого все остальные участники объявляют «проход». | +1 |
«Последовательность» | Игрок выкладывает карту, которая становится частью последовательности. Чем длиннее получилась последовательность, тем больше баллов получит игрок. К примеру, на столе присутствуют двойка и четверка, а первый участник добавляет к ним тройку, за это он получает +3 очка. Затем второй игрок выкладывает пятерку и зарабатывает уже +4 очка. | Минимум +3 очкаМаксимум +6 очков |
Рассмотрим начисление очков за комбинации на примере:
- допустим, стартер у нас тройка;
- первый игрок в свой ход кладет на стол восьмерку;
- второй участник выкладывает четверку.
Вместе стартер и карты на столе дают 15 очков. Это значит, что второму игроку достаются дополнительные два очка за комбинацию.
На этом этапе участники набирают до 60% общей суммы очков за партию, поэтому он считается самой важной частью игры.
Показ
Теперь игроки открывают карты, которые получили после раздачи, и ищут призовые комбинации в них. В подсчете участвует стартовая карта.
Первым свои очки считает соперник дилера, затем сам раздающий и в последнюю очередь рассматривают комбинацию в крибе. Напоминаем: криб остается за дилером, а значит, и очки за комбинации в нем тоже получает раздающий.
Ниже приведена таблица комбинаций для этого этапа подсчета очков.
Название | Описание | Очки |
«Валет» | У игрока есть валет, который совпадает по масти со стартером. | +1 |
«Масть» | 4 или 5 карт одной масти в руке участника | +4 или +5 в зависимости от количества одномастных карт |
«Последовательность» | Любое последовательное сочетание карт вне зависимости от масти | +3, +4 или +5 в зависимости от количества карт в последовательности |
«Пара /«Тройка» («Трио»)/«Четверка» («Квартет») | 2/3/4 карты равной «стоимости» в одной руке | +2 за пару+6 за тройку+12 за четверку |
«Пятнадцать» | Любое сочетание карт в руке, с общей суммой очков, равной 15 | +2 |
При подсчете очков нужно учитывать все имеющиеся комбинации, а также номинал и масть стартовой карты. Например, если в руке у игрока три четверки, одна тройка, а стартером была пятерка, то ему начисляется:
- +6 баллов за «трио» четверок;
- +2 балла за «пятнадцать»: 4+4+4+3=15;
- +3 балла за «последовательность»: 3, 4, 5.
Итого за карты в своей руке при таком раскладе игрок получает +11 баллов.
Кто победил?
Дилер или сами участники фиксируют набранное каждым игроком количество очков на доске с помощью фишек либо на бумаге.
В общий зачет идут очки за:
- стартового валета — он приносит два очка дилеру;
- раздачу — игроки получают очки за набор 31 балла, выкладывание последней карты перед «проходом», и дополнительные комбинации;
- показ — участникам начисляют баллы за комбинации, образованные картами на руках и стартовой картой;
- криб — дилер получает очки за комбинации в крибе.
Рассмотрим пример. Допустим, дилер получил очки за:
- стартового валета — 2 очка;
- набор 31 балла в розыгрыше — 2 очка;
- сбор комбинации «Тройка» в розыгрыше — 6 очков;
- составление «Пары» тоже в розыгрыше — 2 очка;
- четыре карты одной масти на этапе показа — 4 балла;
- «Трио» на этапе показа — 6 баллов;
- комбинацию «Пятнадцать» в крибе — 2 очка.
Итого наш дилер собрал 24 очка. Напомним, что игра идет до тех пор, пока один из игроков не наберет 121 очко. Так что далее последует еще не одна раздача, в которых игроки будут поочередно становиться раздающими.
Как правильно играть в криббедж
Полезные советы, которые помогут понять, как играть в криббедж и побеждать:
- Никогда не делать первый ход с пятерки. Если у противника есть карта, равная по ценности 10 очкам, он сразу может получить +2 балла на доске за комбинацию «Пятнадцать».
- Лучшая карта для первого хода – четверка. Четыре очка имеют наименьшую стратегическую ценность для игрока. Если четверки нет, то можно ходить тройкой. При отсутствии четверок и троек стоит начать с двойки. Все эти карты не позволяют сопернику сразу же собрать комбинацию «Пятнадцать».
- Сопернику дилера не рекомендуется сбрасывать в криб пятерку, пару, или две карты с последовательным номиналом, например, восьмерку и девятку или двойку и тройку. Самый безопасный вариант туз и король.
- Дилер может повысить свои шансы на победу, если правильно сформирует криб. Стоит подумать, какие карты будет сбрасывать соперник и дополнить криб хорошей комбинацией.
- Соперник дилера не должен портить комбинацию в своей руке только для того, чтобы дилер получил плохую комбинацию в крибе.
- Собрать руку с суммой очков, равной точно 19, невозможно.
- Туз или двойку по возможности стоит сохранить – эти карты позволяют добрать до суммы 31 или лишить противника хода.
- Нужно избегать суммы карт на столе, равной 21. Это автоматически дает оппоненту прекрасную возможность выложить картинку или десятку и мгновенно собрать 31.
- Не стоит зацикливаться на крибе, если у дилера хорошая рука и он близок к победе. В этом случае стоит разыгрывать свои лучшие карты, не дожидаясь подсчета криба.
- Чтобы не запутаться, считать очки нужно, начиная с комбинаций «Пятнадцать», затем подсчитывать пары, «Трио», «Квартеты» и одномастные карты.
- Нельзя играть на деньги, не изучив правила криббеджа.
Важно помнить, что как только один из игроков набирает 121 балл, он сразу становится победителем, и игра в криббедж заканчивается.
Разновидности игры
В большинстве случаев играют в классическую версию криббеджа, но есть и некоторые разновидности, правила которых отличаются от стандартных.
Парный. Правила идентичны стандартному криббеджу. Основное отличие заключается в том, что игроки играют в «командах» по 2 человека. При этом одна пара играет против другой. Очки в паре складываются.
На четверых. Отличия от стандартных правил:
- дилер выдает каждому по пять либо шесть карт в зависимости от договоренности относительно правил;
- четыре игрока (две команды по два человека);
- партнеры сидят напротив друг друга;
- каждый игрок отдает в криб одну карту;
- очки партнеров по команде суммируются.
Во время игры на четверых запрещено разговаривать, в том числе партнеры по команде не могут переговариваться между собой.
На троих. Играют по классическим правилам. Каждый участник получает пять карт, а в криб сбрасывает только одну.
Криббедж с торгами. Дилер раздает участникам по 6 карт. Основное отличие от стандартного криббеджа заключается в том, что дилер не получает криб «по умолчанию». Забрать себе криб вместе с правом первого расчета и показа руки может любой участник по итогам торгов. Каждый игрок предлагает свою ставку на торгах, причем первым «сумму» пунктов озвучивает участник, который сидит слева от раздающего. Далее право предложить ставку переходит по часовой стрелке. Тот, кто предложил наибольшую ставку, выигрывает торги и забирает криб.
Семикарточный. Каждый участник партии получает по 7 карт, а победа присуждается тому, кто первым наберет 151 очко.
Маггинс/«Головорез». Вариация игры, в которой игроки могут пользоваться ошибками друг друга. Участник подсчитывает очки, если его противник заметил ошибку, от говорит «Маггинс!» и имеет право на дополнительные баллы. Соответственно, тот, кто неправильно вычислил свою сумму баллов, частично их теряет.
FAQ
Да. Существуют разновидности игры для троих, четверых или шестерых участников.
Внимательно изучить правила и стратегию, обязательно уделить внимание практике. Всегда тщательно просчитывать ходы – как свои, так и соперника. Никогда не играть на деньги, если правила криббеджа не до конца понятны.
Да, игра доступна в интернет-казино, в том числе в live-формате.
Принципиальных различий в правилах обычного и виртуального криббеджа нет. Однако, прежде чем садиться за игровой стол в онлайн-казино, стоит ознакомиться с правилами конкретного заведения. Существует несколько разновидностей криббеджа, отличающихся от стандартной версии игры незначительными на первый взгляд нюансами, которые в итоге могут стоить игроку победы.
Криббедж сложнее, чем большинство привычных азартных карточных игр, однако если внимательно изучить правила и немного попрактиковаться, то никаких особых трудностей в этой игре не возникнет.
Случайно наткнулся на эту статью. Заинтиговало название игры)) Попытался сам разобраться в ней, но без гайда не вышло. Сложно по-началу разобраться, но зато когда втянулся стала одной из самых любимых игр.
К сожалению, во многих казино нет такой игры
раза три пришлось прочитать чтобы вникнуть че тут написано и как играть и то до конца не разобрался пока не обпробовал в демке
Есть ссылка на игру в казино каком-то? Там такие же правила? Так я ее опробовал, хочу проверить свои силы с другими игроками
Давай со мной)))